О БЮДЖЕТЕ ГОРОДА, «МЭРСКОМ» ТРЕУГОЛЬНИКЕ И ЧИСТОЙ МАТЕМАТИКЕ
03.10.2016 Новости советаО БЮДЖЕТЕ ГОРОДА, «МЭРСКОМ» ТРЕУГОЛЬНИКЕ И ЧИСТОЙ МАТЕМАТИКЕ
Валентин Копасов – бессменный депутат Совета города уже пяти созывов. Жители поселков Воргашора и Заполярного видят в нем опытного помощника в решении проблемных вопросов, поэтому во время выборов отдают за него свои голоса. В нынешнем, пятом, созыве он возглавляет постоянную комиссию по бюджету, налогам, экономическим вопросам и муниципальной собственности. Он считает, что Воркута живет не какой-то обособленной жизнью, но, как и другие города России, вовлечена в общемировые процессы. И это надо понимать, оценивая и прогнозируя любую ситуацию, сложившуюся в городе. Естественно, наша беседа началась с вопросов, касающихся бюджета Воркуты.
![]() – Валентин Казимирович, это пресловутое «нет денег» уже набило оскомину всем воркутинцам… Но ведь город как-то живет? – В этом году бюджет нашего города – 3 млрд 200 тыс. рублей, а собственных доходов – только 900 миллионов. Это говорит о том, что наш город глубоко дотируемый. В 2016 году доходы и расходы в нашем бюджете практически выровнялись, но прогноз от воркутинских финансистов на следующие два года говорит о том, что ситуация ухудшится. Воркутинцы возмущаются плохим финансовым положением дел в нашем городе, но мало кто действительно разбирается в финансовых процессах, и главное, мало кто хочет в это вникать. Примером может служить опрос на тему «Бюджет для граждан», проведенный на сайте воркута.рф, в котором из всего числа горожан приняли участие только 89 человек. И, судя по это-му опросу, люди думают, что наибольшую долю в расходах города занимает коммунальное хозяйство (79 % из опрошенных ответили именно так), а на самом деле больше всего средств расходуется на социальную сферу. – И зачем людям этот финансовый ликбез? – Чтобы они понимали, что с деньгами в городе очень и очень плохо. Сегодня вся страна фактически живет в условиях холодной войны, а точнее сказать, ледяной. Граждане должны понимать, почему не растут зарплаты, сокращаются расходы на социалку, почему так обострилась борьба с коррупцией. В данный момент значительная часть государственного бюджета идет на оборону. И для того, чтобы критиковать администрацию или еще кого-то, для этого надо иметь хотя бы понятие, чем те занимаются, владеть правовыми и финансовыми знаниями. Вы знаете о так называемом «мэрском» треугольнике? Он состоит из уголовных статей: халатность, превышение должностных полномочий и нецелевое расходование бюджетных средств. И хочет любой мэр любого города того или нет, но, например, для того, чтобы спасти ситуацию в городе, он рано или поздно обязательно нарушит хотя бы од-ну из этих статей. Также надо понимать, что на руководителя администрации сверху давят налоговая, прокуратура, судебная система, снизу – общественные организации, правозащитники, сбоку – совет депутатов. Надо понимать, что у него очень ограниченная свобода действий. У нас же большинство думают, что только его проблема самая важная и все ми-гом должны кинуться ее решать. В принципе, о чем бы мы ни говорили на сессии, мы всегда говорим о деньгах. Одна-ко не всегда должен выбираться наиболее экономичный вариант решения. Такой выбор в 30–40 случаях приводит к отдаленным негативным последствиям и огромным расходам, так что вся экономия летит в трубу. – Какими методами лично вы пользуетесь в своей депутатской работе? – Метод один – собрать достоверную информацию о проблеме, выявить ее приоритетность (может, и не обязательно ее поднимать именно сейчас), но если она насущна, тогда надо доводить ее суть до руководства города, предложив два варианта: или мэр берет на себя ответственность за возможные последствия, или предпринимает какие-то шаги для ее решения. Некоторые руководители в таких случаях выбирали первый вариант, мол, если что случится, они за это ответят. Другие, напротив, предпочитали начинать решать проблему. – Зная, что тема безнадежная, что ее никто решать не будет, вы все-таки поднимаете ее на Совете или нет? – Здесь надо смотреть. Взять, например, переселение за пределы районов Крайнего Севера – все прекрасно понимают, что оно идет вяло, потому что на это нет денег. И решать данную проблему надо на государственном уровне. И зачем тогда поднимать эту тему? А вот о состоянии Усинского водовода надо говорить и везде поднимать эту тему, чтобы она не угасала, хотя она тоже очень дорогая. Или, допустим, ситуация с ТЭЦ-2. Игорь Гурьев донес до главы республики всю важность проблемы, тот в свою очередь четко сработал. По сути, Гурьев и Гапликов спасли наш город от вполне возможной зимней катастрофы. – К вам за помощью обращаются только ваши избиратели? – Если проблема общегородская, то может любой обратиться. Буквально на днях меня срочно вызвали в поселок Заполярный – там новый руководитель жилищной организации убрал диспетчера и паспортиста. И сейчас жители этого поселка будут ездить по любым мелочам в город. А диспетчер у них своего рода универсальный солдат. Он единственный коммунальный работник, который остается в поселке Заполярном, где проживают около двух тысяч человек, всю субботу и воскресенье и каждый рабочий день с 5 вечера до 8 утра. Он знает все задвижки, где что протекает. Все в шоке. Сейчас жители собирают подписи и просят, чтобы я довел до вышестоящего начальства, что в поселке может сложиться аварийная ситуация, что мизерная экономия от сокращения кадров может вылиться в то, что полгорода будет работать на ликвидацию аварии в поселке. Два года назад была авария в Воргашоре, сейчас то же самое может быть в Заполярном. Если прорвет где-то трубу, быстро никто туда не приедет и никто даже не будет знать об этом. – Пригодился ли вам в депутатстве опыт работы в обществе по защите прав потребителей? – Это была единственная организация в Республике Коми с 1996-го по 2007 год, которая работала эффективно. Приходилось иметь дело и с предпринимателями, которым я объяснял, что финансово выгоднее не втягиваться в судебные разбирательства, и самому подробно изучать гражданско-процессуальный кодекс. Это очень сложный документ, зато сейчас я обладаю необходимым багажом юридических знаний в различных вопросах, поскольку сама процедура одна и та же и по трудовым вопросам, и по семейному праву, и по коммунальным вопросам, и по защите прав потребителей. – Со своей комиссией вы проработали год. Ваши коллеги уже овладели необходимыми знаниями, чтобы разбираться в финансовых вопросах? – У нас в основном бюджетники, и они имеют представление о бюджетных процессах. Формирование бюджета – это сложный вопрос, это свой мир, и чтобы иметь там влияние, надо глубоко в него погрузиться. Бюджет – это чистая математика. В Древней Греции мате-матиками называли людей, прошедших высшую стадию посвящения в оккультные сферы. Можно одно и то же посчитать по-разному. Например, есть такой показатель, как объем до-ходов и расходов местного бюджета в расчете на одного жителя. Процедура проста: объем надо разделить на число проживающих в Воркуте. А сколько их? Сколько имеют прописку? Или сколько реально проживает? Результаты получатся разными. Вот и выходит, что статистика и математика – не такие уж и точные науки, поэтому возникают разные соблазны… Чтобы предотвратить различные негативные моменты, и нужны различные комиссии, в том числе и контрольно-счетная (КСК). Вот ее сотрудники глубоко погружены в финансовые вопросы, владеют технологией составления бюджета, знают весь процесс и могут дать профессиональную консультацию, и мы, депутаты, используем результаты их проверок, часто консультируемся с председателем этой комиссии Александром Кочергиным. – И так с кем вы, когда выявлены финансовые нарушения? С руководством города или с истиной? – По-разному. Если суммы небольшие, например, несколько тысяч, то можно ограничиться указанием, а если несколько миллионов, тогда истина дороже. – Как руководитель – вы жесткий? – У меня лапа мягкая. На конфликты иду исключительно, когда уже несколько раз ска-зал о чем-то человеку, а он не отреагировал. Вот тогда действую по жесткому варианту, но всегда даю шанс. Римма Яковенко
|